Актуальные проблемы проффесионального обучения охранников

Уважаемые участники Круглого стола, думаю, что актуальность рассматриваемых на Круглом столе вопросов ни у кого не вызывает сомнения. Вполне логично и то, что данный Круглый стол инициирован Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции. Объясняется это тем, что качество подготовки охранников напрямую связано с качеством охранных услуг, которые являются в соответствии с законодательством одним из средств обеспечения безопасности (Шестаков) Проблема профессионального обучения охранников возникла не на пустом месте. Как отмечалось на заседании Правительственной комиссии, рассматривающей в 2012 г. вопросы повышения качества охранных услуг, одной из причин их низкого качества является недостаточная профессиональная подготовка частных охранников. Такой вывод был сделан на основе анализа практики охранной деятельности. Достаточно лишь отметить, что в 2012 г. частными охранниками не было отражено каждое второе разбойное нападение на охраняемый объект. Очевидно, что профессиональное обучение - это обучение, целью которого является подготовка к профессиональной деятельности. Другими словами, обучение профессии.  Обучение - это процесс, в результате которого учащийся приобретает новые знания, умения и навыки, развивает способности, овладевает новыми способами и видами деятельности. Цель обучения -  это совокупность знаний, умений, навыков, способностей, которые должен получить охранник после прохождения обучения. Исходя из почти 20-летнего опыта подготовки частных охранников, хотел бы остановиться на наиболее актуальных проблемах профессионального обучения частных охранников. Проблема 1. Отсутствие четких критериев для определения качества подготовки. При отсутствии четких критериев  для определения качества подготовки охранников вести речь о ее качестве занятие бесполезное. В настоящее время имеются лишь приблизительные   ориентиры для этого. Они содержатся в параграфе 262 а Единого квалификационного справочника профессий рабочих в разделе «Характеристика работ» и что должен знать охранник. Однако этого недостаточно. Для этого необходимо разработать профессиональный стандарт частного охранника. После чего привести в соответствие с ним параграф 262а Единого квалификационного справочника профессий рабочих. Только после этого можно четко определить требования к уровню подготовки охранника, а именно, что он должен уметь, о чем иметь представление, на что быть способен, что знать и уметь использовать, чем владеть. Наличие профессионального стандарта позволит определить содержание обучения, то есть дать ответ на вопрос «чему учить». Проблема 2. Как учить. Чтобы спланировать организацию процесса обучения недостаточно только ответить на вопрос «чему будем учить?», необходимо еще также ответить на вопрос «как будем учить?» Вопрос совершенно не праздный, поскольку очевидно, что одни и те же знания, умения, навыки охранники могут получать разными способами. Существует множество форм обучения. Программа подготовки охранников предусматривает лекции, практические занятия и стажировку на предприятии. Учитывая, что  Закон «О частной детективной и охранной деятельности» (ст. 15.3) запрещает обучение в заочной форме и в форме экстерната, то обучение охранников может осуществляться только в очной форме. Хорошо это или плохо, думаю, об этом скажут те, кто ратует за такие формы обучения охранников. Вопрос «как учить?», связанный с формой обучения, эквивалентен вопросу «каким образом должен быть организован процесс обучения?». При ответе на этот вопрос важно указать некоторый набор вспомогательных средств (наглядные пособия, книги, учебники, видеофильмы, сборники задач, обучающие компьютерные программы и т.п.), которые учащиеся будут использовать для лучшего усвоения знаний, приобретения умений и навыков. На практике нередко в образовательных учреждениях отсутствует необходимая база для отработки навыков, умений (полигоны, тренажеры, технические средства, используемые в охранной деятельности), внедрения новых форм обучения и, в частности, компетентностного обучения.  За редким исключением, имеются учебники и учебные пособия, рекомендованные соответствующими государственными органами. Проблема 3. Отсутствие мотивации у охранников в получении знаний, а у преподавателей – давать им знания. Основной причиной этого являются существующий порядок приема квалификационного экзамена и периодических проверок. При сдаче квалификационного экзамена и периодической проверки нужны не знания, а память. Сдать этот экзамен можно лишь в том случае, если заучить цифры, под которыми содержатся правильные ответы. Отсюда и нацеленность учебного процесса -  «натаскать» охранника на запоминание цифр, под которыми содержатся правильные ответы, так как результаты сдачи охранником квалификационного экзамена и периодической проверки служит одним из основных критериев при оценке учебного заведения и качества труда преподавателей. Далее, перечень вопросов далеко выходит за рамки программы подготовки охранников и объема необходимых знаний,  установленных профессией «охранник», сформулированы непонятно, правильные ответы на правовые вопросы не всегда основаны на действующем законодательстве, а по другим  дисциплинам  носят сугубо субъективный характер. Кроме того, вопросы для квалификационного экзамена и периодической проверки по объему и содержанию по существу совпадают. Поэтому охранник 6 разряда по существу каждый год вынужден подтверждать полученные в ЧОУ знания. Однако основной причиной, не позволяющей проверить знание охранников, является существующий ныне тестовый способ. С его помощью невозможно проверить знания охранника. Поэтому сдача квалификационного экзамена с помощью действующих в настоящее время тестов превращается в профанацию. Если у кого-то имеются на этот счет сомнения, то рассеять их довольно просто – провести несложный эксперимент. Первый способ – изменить цифры правильных ответов, второй – после сдачи квалификационного экзамена, спросить у охранника, почему он считает  данный ответ правильным. Думаю, результаты данного эксперимента очевидны. Для решения данной проблемы необходимо кардинально изменить существующий порядок сдачи квалификационного экзамена, а именно привести его в соответствие со статьей 74 нового ФЗ «Об образовании», согласно которой  квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. Согласно указанной статье к проведению квалификационного экзамена могут  привлекаться только  представители работодателей, их объединений. Это позволит восстановить  один из важных принципов образовательной деятельности – кто обучает, тот и оценивает знания и присваивает квалификацию. Подобный подход  даст возможность преподавателям с использованием билетной формы и устного ответа на поставленные в них вопросы объективно оценить теоретические знания охранника и ориентировать их в процессе обучения  на дачу необходимых охраннику знаний, а не на запоминание цифр, под которыми содержатся правильные ответы. Проблема 4. Несовершенство законодательства, регламентирующего профессиональное обучение (отсутствие стабильности; постоянное запаздывание с принятием подзаконных актов; масса противоречий, несогласованностей). Проблема 5. Несовершенство контроля за образовательной деятельностью  по профессиональному обучению охранников Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является правильно организованный контроль, который является самостоятельным звеном педагогической системы и средством диагностирования ее результатов. Существующий ныне институт контроля за профессиональным обучением охранников вряд ли можно назвать совершенным. В настоящее время контроль в этой сфере осуществляют два органа исполнительной власти – МВД России и Минобрнауки. Причем МВД России осуществляет контроль не только за образовательной деятельностью, но и за знаниями охранников путем приема квалификационного экзамена и проведения периодических проверок. Думается, полномочия органов внутренних дел в области контроля в сфере образовательной деятельности частных охранников являются необоснованно широкими и в отдельных случаях не согласуются с полномочиями иных федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и, в частности, Минобрнауки.  Учитывая, что профессиональное обучение охранников относится к образовательной деятельности, то и контроль должен осуществлять Минобрнауки. Логично за МВД России оставить  контроль за оборотом оружия, используемого ЧОУ. Подобный подход к осуществлению контроля в сфере образования полностью согласуется с положениями статьи 93 (Государственный контроль (надзор) в сфере образования) ФЗ «Об образовании». Проблема 6. На качество подготовки охранников существенно влияет и  низкий общеобразовательный уровень кандидатов в охранники.  Нет выбора (кадровый голод). Причины: низкая зарплата, тяжелые условия труда, не высокий имидж профессии. Из всего сказанного напрашивается вывод - существующая система профессионального обучения объективно не может обеспечить качественную профессиональную подготовку охранников. Каким видится выход из сложившейся ситуации? Во-первых, необходимо признать, что для повышения качества подготовки частных охранников требуется кардинальное изменение всей системы профессионального обучения, а также то, что частичные изменения в те или иные ее элементы не приведут к положительным результатам. Во-вторых, для решения данной задачи следует вначале подготовить концепцию профессионального обучения частных охранников, в которой четко определить видение относительно качественной подготовки охранников, обозначить основные направления профессионального обучения, конкретные пути их реализации. С этой целью предлагается создать рабочую группу из числа авторитетных представителей различных заинтересованных ведомств. В.И.Шестаков       данная информация взята с информационного портала "ГардИнфо"