Физическая сила

и ее применение при осуществлении частной охранной деятельности

Важным компонентом мер принуждения, необходимых частному охраннику для пресечения различного рода посягательств на охраняемый объект, является применение физической силы к правонарушителю (правонарушителям). На практике физическая сила охранником применяется и при отражении непосредственного нападения, и при пресечении преступления, совершаемого на объекте охраны, то есть фактически при задержании лица (лиц), совершившего преступление, а в некоторых случаях и для пресечения административных правонарушений. Применение физической силы может быть сопряжено с использованием специальных средств и оружия против преступника с целью пресечения его преступной деятельности.В Законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (далее - Закон) определены такие меры принуждения, как право (в соответствии со статьей 12 данного Закона) на задержание лица, совершившего противоправное посягательство на охраняемое имущество на месте совершения правонарушения с незамедлительной передачей его в органы внутренних дел (полицию), а также по основаниям, предусмотренным статьями 16, 17, 18 Закона, применение специальных средств и служебного огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности. Федеральным законом от 5 ноября 2010 года №298-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» введена ст.12.1 «Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны», где впервые законодательно закреплено право частного охранника «при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации» (п.4 ч.1 ст.12.1 Закона).Если случаи и порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия детально регламентированы в Законе, в Правилах применения отдельных видов специальных средств, а применение гражданского оружия самообороны - в ст.24 Закона «Об оружии», то применение частным охранником физической силы законодательно не регламентировано. Например, как это сделано в Федеральном законе «О ведомственной охране», где в ст.14 указано, что «работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей».Вышеуказанной статьей более конкретно по сравнению с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» определено, что для выполнения возложенных на ведомственную охрану обязанностей по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств ее сотрудники имеют право применять физическую силу. Но ссылка на данный закон при осуществлении частной охранной деятельности неправомерна. Налицо явный пробел в законодательстве, регулирующем частную охранную деятельность.Понятия необходимой обороны и крайней необходимости, а также право причинять вред преступнику с целью его задержания, когда не было другого способа его задержать, дают возможность юридически обосновать пределы причиняемого вреда при применении физической силы частными охранниками и определить их ответственность за превышение данной меры принуждения к правонарушителям. Но порядок и условия применения физической силы, как отмечалось выше, законодательством, регулирующим частную охранную деятельность, не регламентированы. Ссылка на иные ведомственные федеральные законы неправомерна.Поэтому обратимся к основам уголовного и административного законодательства, которые регулируют вопросы по применению мер принуждения к правонарушителям и обладают высшей юридической силой по отношению к другим законам и нормативным актам. И в Уголовном кодексе, и в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации указано, что они основаны на «Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах и принципах международного права» (ч.2 ст.1 УК РФ), а также что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора» (ч.2 ст.1.1 КоАП РФ ). В Комментарии к Федеральному закону от 14 апреля 1999 года «О ведомственной охране» (автор Черненко М.Д. Юстицинформ, 2010), раскрывающем порядок и условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны согласно ст.13-17 Закона «О ведомственной охране», есть ссылка на основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1985г. в Гаване, а также на порядок применения физической силы, прописанный в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1979г. Резолюцией 34/169.Основные положения названных международно-правовых договоров состоят в том, что должностные лица по поддержанию правопорядка вправе применить физическую силу только в случае крайней необходимости в той мере, в какой это необходимо для выполнения их обязанностей при надлежащем уважении прав человека и гражданина;перед вынужденным применением силы или огнестрельного оружия должны использовать по возможности ненасильственные средства;огнестрельное оружие могут применять только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными;когда применение физической силы или огнестрельного оружия неизбежно, то должна быть проявлена сдержанность в таком применении;должны способствовать сведению к минимуму возможности причинения ущерба и нанесения ранений и охране человеческой жизни, а также предоставлению неотложной медицинской и другой помощи любым раненым и пострадавшим лицам.Этими положениями, исходя из вышеизложенного, должны также руководствоваться и частные охранники, применяя физическую силу с целью защиты охраняемых объектов при исполнении своих служебных обязанностей, поскольку они также поддерживают правопорядок на своих постах охраны.Другой формой применения физической силы частными охранниками может быть ее использование как сдерживающего фактора, например, с целью воспрепятствования прохода на охраняемую территорию. В этом случае физический или иной вред объекту применения силы, как правило, не причиняется. То же самое можно сказать и о применении физической силы при задержании лиц, совершивших или совершающих административные правонарушения на объекте охране. Например, частный охранник, применяя физическую силу, насильно выводит из охраняемого им ночного клуба сильно опьяневшего и ведущего себя неадекватно посетителя, предотвращая тем самым совершение им более серьезного правонарушения (преступления), или насильно удерживает до приезда полиции задержанного им правонарушителя, совершившего мелкое хищение на объекте охраны.Право на применение физической силы является действенным средством защиты прав и законных интересов работников охраняемых объектов и частных охранников от общественно опасных посягательств со стороны правонарушителей, а их умения и демонстрация возможностей применения физической силы - важным профилактическим средством предупреждения различного рода противоправных посягательств на охраняемые объекты. Уверенность в правомерности своих действий по применению физической силы к правонарушителю усиливает эффективность действий частного охранника. Поэтому руководителям охранных организаций можно рекомендовать восполнять пробелы действующего законодательства по применению частными охранниками физической силы, прописывая ограничения по ее применению в служебной инструкции, которая является локальным нормативным актом и обязательна для исполнения частными охранниками.

данная информация взята с медиапортала  о безопасности "Хрантель".