Реформа ЧОО

МВД приступило к реформе деятельности частных охранных организаций (ЧОО), которые с 1 ноября должны заменить на государственных и муниципальных объектах вневедомственную охрану полиции в связи с сокращением 43,3 тыс. ее сотрудников. МВД предлагает правительству ужесточить требования к ЧОО при размещении госконтрактов на охранные услуги и готово отказаться от приема экзаменов у охранников.Новые правила регулирования деятельности ЧОО содержатся в опубликованном МВД проекте поправок к федеральным законам «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и «О полиции». До 16 октября он должен пройти общественное обсуждение. Вступления в силу документа МВД ожидает не раньше июня 2016 года, хотя необходимость подготовки проекта в ведомстве объясняют «сложившейся нехваткой сил и средств полиции по обеспечению охраны общественного порядка в связи с сокращением личного состава». При этом новый перечень объектов, подлежащих обязательной полицейской охране, до сих пор не обнародован, а уволить 43,3 тыс. полицейских охранников МВД обещает с 1 ноября текущего года.
«В условиях сокращения численности и финансирования органов внутренних дел, а также пересмотра перечней объектов охраняемых полицией остро встал вопрос обеспечения их антитеррористической защищенности, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан», а также «снижения издержек государства на охрану государственных и муниципальных объектов», констатируют в МВД. По данным полицейского ведомства, претендовать на контракты по охране объектов за счет федерального, а также региональных и местных бюджетов в РФ могут 23 тыс. ЧОО — «частных полувоенных структур» — c более 80 тыс. единиц служебного оружия и штатом около 720 тыс. квалифицированных охранников (всего в этой сфере деятельности задействовано не менее 1,5 млн человек).
МВД предлагает ограничить участие в госзакупках недобросовестных ЧОО: услуги для государственных и муниципальных нужд смогут оказывать только ЧОО со стажем не менее пяти лет, имеющие в штате не менее 50 частных охранников при подтверждении наличия действующих договоров и отсутствия грубых нарушений лицензионных требований в течение последнего года. Устанавливать такие фильтры при проведении конкурсов или аукционов правительству позволяет федеральный закон о контрактной системе 44-ФЗ. Сейчас государство регулирует их через систему лицензирования и контроля за оборотом оружия.
Одновременно МВД готово отказаться от приема экзаменов на статус частных охранников: экзамены «в подавляющем большинстве» принимаются на базе организаций, которые готовят охранников, и полномочия полиции «в основном сводятся к утверждению результатов их сдачи». Впрочем, авторы документа не скрывают, что отказ связан также с сокращением личного состава. При этом руководителей ЧОО предлагается освободить от необходимости проходить подготовку и от проверки квалификации наравне с рядовыми сотрудниками.
Из-за нехватки сил и средств полиции меняется порядок привлечения ЧОО, в том числе частных детективов, «к содействию правоохранительным органам», оказание которого теперь будет для них не правом, а обязанностью. МВД предлагает распространить зону их ответственности на места оказания охранных услуг и прилегающих к ним территорий.
Наконец, законопроектом вводится новая категория работников ЧОО — «контролер-наблюдатель» — без статуса частного охранника, который будет следить за лицами, находящимися на объекте охраны и прилегающей территории, «с целью сохранности имущества». Это связано с недавними громкими скандалами из-за неправомерных действий администраторов торговых сетей: они «зачастую применяют в отношении граждан правоограничительные меры, связанные с задержанием, осмотром выносимых личных вещей граждан», признают в МВД. Самым резонансным был инцидент в феврале нынешнего года: в Санкт-Петербурге умерла 81-летняя блокадница, обвиненная работниками магазина в краже нескольких пачек масла, которые она забыла оплатить. Теперь контролеры обязаны лишь передать подобную информацию «для немедленного реагирования уполномоченным частным охранникам либо сотрудникам полиции». МВД рассчитывает, что это повысит и степень защиты граждан от возможных террористических актов.
«Эти меры направлены на облегчение и удешевление деятельности ЧОО в ситуации вынужденного взятия под охрану бывших милицейских объектов. Из-за того что найти до 1 ноября огромное количество охранников, прошедших обучение и пролицензированных, невозможно, вводят должность контролера без лицензии — следить по видео за объектом,— прокомментировал документ глава комиссии по культуре петербургского законодательного собрания Максим Резник.— А поскольку музеи-заповедники имеют обширные территории, чтобы не включать в смету расходы на охрану, вместо полицейского патрулирования вводят принудительно бесплатное наблюдение за территорией со стороны ЧОО. Эти меры, возможно, сократят расходы музеев на привлечение ЧОО, но качество такой охраны будет несопоставимо».
Напомним, министр культуры Владимир Мединский в августе направил главе МВД Владимиру Колокольцеву письмо с предложениями лишь о частичном сокращении там полицейских постов. По словам руководителя службы безопасности Русского музея Ирины Кузнецовой, «активные переговоры о судьбе полицейской охраны» еще не завершены, не определен и размер бюджета на 2016 год, от которого будет зависеть объем и качество охранных услуг.
МВД тем временем готовится к расширению подведомственного ему ФГУП «Охрана», которое наравне с ЧОО сможет претендовать на охрану объектов после ухода с них полиции. Согласно опубликованному проекту приказа МВД о внесении поправок в устав ФГУПа, Росимущество еще в июне согласовало увеличение его уставного капитала до 400 млн руб. (что, по данным пресс-службы МВД, вдвое превышает его нынешний объем) — в том числе для «обеспечения деловой привлекательности при участии ФГУПа в конкурентных процедурах на заключение государственных, муниципальных контрактов».

 

Информация взята с аналитического медиапортала "Мир Безопасности".